Муниципальное образовательное учреждение
Тельминская средняя общеобразовательная школа
Программа “Взаимодействие семьи и школы” 2012 – 2013 гг
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции РФ, главе 12 Семейного кодекса РФ, статьях 17, 18, 19, 52 закона Российской Федерации “Об образовании”.
Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.
Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения. Какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.
Наша школа ставит перед собой цели взаимодействия школы и семьи:
- Повышать воспитательные функции семьи.
- Вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс и активную жизнь села.
- Оказать семье психолого-педагогическую помощь.
Задачи:
В работе с родителями:
— формирование у родителей правильных представлений о своей роли в воспитании ребенка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса;
— формирование субъектной позиции родителей в работе школы и класса, при проведении различных форм работы с семьей и детьми;
— формирование психолого-педагогической культуры родителей;
— развитие отношений уважения и доверия между родителями и детьми;
В работе с педагогами:
— формирование понимания значимости сотрудничества школы с семьей, роли педагогов в установлении гуманных взаимоуважительных отношений между родителями и детьми;
— формирование у педагогов потребности и умения решать проблемы каждого ребенка на основе совместного заинтересованного диалога с родителями;
— освоение педагогами способов изучения семьи, диалоговых и сотруднических форм взаимодействия с родителями, форм организации совместной деятельности родителей и детей.
Организационно-управленческие задачи:
1) обеспечить проведение всех воспитательных мероприятий в школе и классе с участием родителей;
2) разработать и обеспечить систему психолого-медико-педагогического просвещения родителей;
3) организовать методическую работу с педагогами по проблеме взаимодействия с семьей;
4) разработать и обеспечить систему стимулирования:
а) участия родителей в воспитании детей;
б) участия родителей в организации учебно-воспитательного процесса школы и класса;
в) взаимодействия родителей и детей в учебном и воспитательном процессе;
г) роста профессионализма педагогов в решении этой проблемы;
5) организовать работу родительского комитета школы, поднять его престиж и роль в решении вопросов жизнедеятельности школы.
Участники программы:
- учащиеся класса;
- родители; бабушки, дедушки;
- педагоги; администрация школы.
Формы проведения:
- беседы;
- конкурсы; праздники; творческие мастерские;
- экскурсии; конференции;
- выставки, сделанные руками родителей и детей;
- праздничные концерты, посвященные Дню матери;
- спортивные мероприятия, веселые старты, учащиеся с родителями
- анкетирование; тестирование; мониторинг.
Методы изучения семей.
Информация о семье необходима школе для решения оперативных педагогических задач: для точного целеполагания, адекватного образовательным потребностям семьи; для понимания истоков и причин сценария развития личности уч-ся, в том числе и отклоняющегося развития; для выработки индивидуальной тактики взаимодействия с родителями.
Наблюдение.
Подключенное наблюдение (подключение родителей, актива класса, инспектора ПДН, социального педагога).
Индивидуальные беседы.
Тестирование.
Анкетирование.
Диагностика.
Деловые игры.
Анализ детских рассказов и рисунков.
Реализация системы взаимодействия семьи и школы.
|
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Выбор родительского комитета |
Сентябрь |
Родители |
2 |
Составление плана работы классных и школьных заседаний родительского комитета, родительского собрания |
Сентябрь |
Родители, зам. директора по ВР, классные руководители |
3 |
Уточнение социального паспорта семьи |
Сентябрь |
Родители, социальный педагог, классные руководители |
4 |
Подготовка материала по теме собраний |
В течение года |
Классные руководители |
5 |
Тематические собрания по классам |
4 раза в год |
Классные руководители |
6 |
Общешкольные родительские собрания. |
4 раза в год |
Администрация, Кл. руководители |
7 |
Консультативная работа. |
В течение года |
кл. руководители |
8 |
Привлечение родителей для, совместной работы во внеурочное время |
В течение года |
Классные руководители |
9 |
М.О. классных руководителей |
4 раза в год |
Зам. директора по ВР |
10 |
Совершенствование деятельности общешкольного родительского комитета и классных р/комитетов. |
В течение года |
Директор, классные руководители |
11 |
Работа с семьями учащихся, состоящих на внутришкольном контроле, на учете в ПДН |
В течение года |
Социальный педагог, кл. руководители |
12 |
Работа с семьями, находящимися в социально опасно положении |
В течение года |
Социальный педагог, кл. руководители |
13 |
Привлечение родителей к работе по искоренению вредных привычек. |
В течение года |
Кл. руководители |
|
Контроль за неблагополучными семьями: - Рейды по домам совместно с социальным педагогом - Вопросы всеобуча на совещаниях при директоре, заседаниях комиссии по защите прав несовершеннолетних. |
В течение года |
Социальный педагог, кл.руководители |
Ожидаемые результаты:
- использование возможности семьи, формирование и развитие у детей и молодежи личностных качеств труженика, творческого человека, способного разумно мыслить и целесообразно действовать в новых условиях.
- родители являются живым примером для своих детей и именно их усилия и старания формируют у детей уважительное отношение к семейным обязанностям, осознание национальных традиций,
- приобретение родителями навыков социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;
- возрождение традиций семейного воспитания;
- получение родителями практических знаний в деле воспитания детей;
- активизация совместной деятельности семьи и классного руководителя по формированию у детей потребностей получать знания и развиваться творчески.